И тогда возникает конфликт общества и взбунтовавшегося индивида. “Бунтующие” стремятся создать сообщество с самоназванием и самосознанием. И то, что создаётся, становится частью социальной структуры. Проще говоря, субкультурой. И здесь есть свои нормы и правила. А главное - сознание того, что ты - не такой, как все. Пусть даже этот мир не принимает тебя с твоими “тараканами”. Все молодёжные субкультуры - это вызов обществу, его проблемам и безразличию, плевок на общественную мораль. Я - панк! Живу сам и даю жить другим Большая часть существующих сегодня музыкальных субкультур - это ответвления от “панк-сцены”. Став самостоятельными, эти направления немного видоизменили философию и идеологию панка, создав собственные направления. Его зовут Миша. Ему двадцать. Он обаятелен, искренен и немного романтичен. У него красивые миндалевидные глаза, правильная речь и свой взгляд на вещи. Он - панк. Он прост. С ним легко и интересно. Чувствуется юношеский максимализм. Он верит, что если очень-очень постараться, можно изменить мир к лучшему. Мы не говорим с ним о музыке панков, потому что я от неё далека, но вот о философии и о жизни - это пожалуйста. - На самом деле панк - это философия. Это не увлечение, какое-то убийственное, страшное и жестокое. Не ирокез, не рваные джинсы. Панк - это способ жизни, особое мировосприятие. Панк - это тот, у кого есть собственное, отличное от общепризнанного мнение, которое он готов отстаивать. Быть панк-рокером, означает не бояться оставаться самим собой в любой ситуации, выглядеть так, как нравится тебе, и делать то, что ты хочешь, но при этом не нарушать права других людей. Я живу сам и даю жить другим, не разделяя людей на “плохих” и “хороших”. - А я слышала, что все панки - нигилисты… - Нигилизм необходим. Но на определённом этапе, когда ты формируешься как личность. Ты как бы сначала от всего отказываешься, всё сваливаешь в кучу и выкидываешь, а со временем понимаешь, что был не прав, что-то из этой кучи достаёшь сознательно. И оставляешь себе. Нигилизм - это способ познания мира: пересмотреть всё, что придумали до тебя, всё отвергнуть, но потом к этому вернуться. Панки разрушают стереотипы, создавая новые и снова их разрушая. Правила - для того, чтобы их нарушать. - А ты какие правила нарушаешь? - Не все, конечно. Правила дорожного движения я не нарушаю. Хотя милицию не люблю. А ещё не люблю политиков. - Панк связан с анархией… - С анархией при жёстком внутреннем самоконтроле, при высокой морали. Ты не делаешь это не потому, что это запрещено законом, а потому, что ты сам не видишь в этом смысла. Зачем мне красть? Я могу заработать. Зачем убивать? Это бессмысленно. Это боль и слёзы. Я не могу его убить, потому что знаю, что его мама будет плакать (улыбается). Идеальным для анархиста было бы соблюдение библейских заповедей. Они простые, мудрые и глубокие. - А ты их соблюдаешь? В Бога веришь? - Нет, заповеди не соблюдаю. Я осознаю, что не идеален. Но в Бога верю. Я знаю, что он есть, что он меня любит. Миша поднимает глаза к небу и улыбается. Как будто спрашивает: “Правда ведь, Ты меня любишь?”. И, получив от Него утвердительный ответ, возвращается к разговору. - Первоначально это была музыка для своих. Для низших и отбракованных слоёв общества. В 70-е в Англии философия панка - это философия потерянного поколения. Философия, простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями, изменить жизнь к лучшему нельзя. Они играли в своих гаражах “свою” музыку и пели для таких же отбросов. Так в парке о жизни и философии мы беседовали с Мишей несколько часов. Было бы здорово, если бы таких было больше. В смысле не панков, а людей. Душевных и искренних. От неформалов и байкеров до хиппи, яппи и эмо - Ирка, вся эта философия, - это фигня, - сказал мне друг Женя, когда я поведала ему о своей встрече с панком. - Вот ты говоришь, что он такой замечательный, такой искренний и любит людей, а настоящий панк, он никого не любит, он бы всех расстрелял. Настоящий панк подберёт выброшенное тобой мороженое и доест. Настоящий панк - это грязный и вонючий тип, и он любит выпить. Это - двинутые люди, - продолжает он, - заводы некому строить, траншеи некому рыть, а они со своими “тараканами”. В своих суждениях Евгений категоричен. Такими же грязными и вонючими любителями выпить он считает всех, кого так или иначе можно отнести к той или иной молодёжной субкультуре. Может быть, он и прав. Одна оговорочка, панк Миша - красивый, трезвый и очень опрятный парень, без каких-либо “опознавательных” знаков неформала, свихнувшегося на идее свержения цивилизации. Но в молодёжных движениях столько народу. И не все такие идейные. Вот гонит на своём взмыленном железном коне байкер - любитель и поклонник мотоциклов. Это не обычный мотоциклист. Мотоцикл - лучшая часть байкера. А рядом с байкером дребезжит железом и трясёт длинноволосой головой металлист. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров в связи с симпатией последних к тяжёлой музыке, симпатии первых к мотоциклам как к символу свободы, а также общей симпатией к пиву. В тёмном переулке можно нечаянно встретить гопника - представителя позднесоветской субкультуры, образованной в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду. Эти близки к хулиганам. Общаются на воровском жаргоне, у них очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию и пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции (”ментам”) и законопослушным гражданам (”лохам”) в частности. Гопник с вами вряд ли станет разговаривать. Просто “отработает”. А вот идёт хиппи и кричит: “Занимайтесь любовью, а не войной!”. Так хиппи выражает протест общепринятой морали. Он стремится вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма. А вон катит на своей “тачке” красавец яппи. Он - конформист. Ведёт общепринятый образ жизни. У него высокооплачиваемая работа. В одежде предпочитает деловой стиль, следит за модой, посещает фитнес-центры. У него хватает денег. Основной критерий принадлежности к яппи - успешность. Менее успешные скинхеды плетутся в своих подтяжках и пыльных ботинках рядом. Первые “скины” - ребята, надо сказать, хорошие. Усердно работают и гордятся принадлежностью к рабочему классу. Поддерживают друзей: важнее дружбы для них нет ничего на свете, и семью: семья для скинхедов это корни, истоки. Традиционные скинхеды были антирасистами. Изменилась ситуация, когда в Англию начали прибывать выходцы из Пакистана, забирая рабочие места у местных парней. Тогда чужих били. Так скинхеды стали расистами. Но и сегодня есть несколько течений этого движения, где присутствуют и вполне миролюбивые. Нагоняют депрессию готы. Бледные напудренные лица, чёрные одежды. Чёрные длинные волосы, высокие шнурованные ботинки. Чёрные повязки на запястьях, шипованный ошейник, украшения оккультной тематики и контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки. Представители готической субкультуры вдохновлены эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки. У гота - пристрастие к вампирской эстетике, тёмный взгляд на мир. Чёрное модно не только у готов. Очень худые подростки, с выкрашенными в чёрный цвет волосами, коротко срезанными бритвой и прикрывающими половину лица, - эмо - тоже любят этот цвет. Но разбавляют его розовым: шнурками, бантиками, шарфиками. Эмо-подростки очень эмоциональны. И своих чувств от людей не скрывают. Могут идти по улице и при этом рыдать и хохотать. Субкультура эмо сегодня очень популярна среди подростков: она демократична, без жёсткой идеологии и философии. Мода. У каждого времени она своя. Но это всегда - стремление быть другими. Не такими, как все. И субкультурщикам помогает сознание, что они - маленькая такая общность, это делает их сильнее. Они борются не против, а за. За своё право быть другими и в то же время - типичными. Все люди разные, и в этой “разности” - одинаковые. *** Кстати Субкультура - свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение; суверенное целостное образование, часть общественной культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и др. Основой могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений; некоторые носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Наиболее развитые имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. *** Ирина КОВАЛЁВА. Фото Олега ТЕРЕЩЕНКО. На фото: Я - панк.
Источник: http://www.kp.crimea.ua/newspaper_details.php?site_menu_id=1&newspaper_id=2483 |